Административные здания

Оправданно строительство подземных и полуподземных гаражей и стоянок не только на малых, но и на значительных перепадах рельефа. В Тбилиси, в комплексе двух многоэтажных административных зданий на просп.

им. Ильи Чавчавадзе построен 4-этажный полуподземный гараж на 400 машино-мест, въезды в который организованы с двух уровней.

Основной въезд на 1-й этаж гаража расположен на самых низких отметках участка.

Помимо этого для беспрепятственного въезда и выезда автомобилей с 3-го гаража (под проезжей частью проспекта) на перспективу предусмотрено устройство специального тоннеля-прокола. При этом покрытие гаража должно быть превращено в своеобразный нарядный дворик-сад. Значительно расширяют градостроительные возможности размещения гаражей в существующей или проектируемой застройке, их решения в качестве встроенных и пристроенных сооружений.

При этом используются различные варианты: с расположением гаражей и стоянок на покрытиях зданий различного назначения, в их верхних наземных или, напротив, в их нижних наземных и подземных этажах, а также в пристроенных объемах.

В зарубежной практике нередко используются и комбинированные решения — надземно-подземные гаражи, в том числе и пристроенные.

В плотно застроенных районах старых городов оправданно использование подземного пространства как в ранее построенных, так и новых административно-деловых зданиях, потребность в которых в последние годы возрастает.

Примером может служить новый, полностью подземный корпус Секретариата ЮНЕСКО, выстроенный в Париже по проекту архитекторов Б. Зерфюсса, М. Фора и др. Для работы ряда международных организаций в главном здании, построенном в 1958 г., уже вскоре после его ввода в эксплуатацию ощущался острый недостаток служебных помещений, а также автостоянок.